Гендерное управление бизнесом – ситуация и перспективы

Демографическая ситуация быстро меняется – в ближайшие десятилетия всё больше женщин будет составлять число сотрудников корпораций. Чтобы снизить финансовые риски при обучении и продвижении женщин по карьерной лестнице из-за прерывания работы в связи с материнством, компании уже сейчас должны пересмотреть свою внутреннюю политику и перейти к принципам гендерного управления.

Исследования аналитиков, занимающихся оценкой состояния современного бизнеса, утверждают, что сотрудники-женщины, а особенно руководители-женщины могут обходиться не дешевле, а подчас дороже мужчин. Это мнение может вызвать подчас даже удивление, учитывая более низкие среднестатистические зарплаты женщин. Однако это во многих ситуациях именно так.

По информации известной корпорации, производящей промышленные товары, половина женщин, уходящих в отпуск по уходу за ребенком, возвращаются на работу позже положенного срока или не возвращаются совсем. Известно, что женщины чаще пытаются приостанавливать или прекращать карьеру, что ограничивает их профессиональный рост и развитие.
Гендерное управление бизнесом фото
Перерывы в карьере из-за декретного отпуска, остановка в карьерном росте и увольнение опытных кадров обходятся дорого. Средства, которые бизнес-организации вкладывают в подбор кадров, их обучение и продвижение вверх по ступенькам карьерной лестницы, с меньшими шансами дадут им руководителей более высокого ранга из числа женщин, а не мужчин, и бесценный опыт компаний, передаваемый в процессе развития руководителей на каждом этапе их продвижения вверх, часто рассеивается и теряется.

Однако есть истина, которые многие забывают: высокие издержки, связанные с работой женщин, не суть функция неизбежных гендерных различий. Женщины на самом деле отличаются от мужчин в отношении к бизнесу, но истинной причиной роста затрат компаний служит несоответствие женской модели восприятия и поведения к мужской. То есть к политике и практике корпораций, управляемых мужчинами.

Данные исследования уже признаются вредными, если воспринимать их только как факт, что женская рабочая сила слишком дорога. На самом деле это своевременный сигнал, что нужно пересмотреть стили управления бизнесом – пришло время начала гендерного управления бизнесом.

Компаниям, не живущим только сегодняшним днем, нужно понять, как уменьшить издержки и снизить потери тех вложений, которые делаются в талантливых сотрудниц, как стать более внимательными к нуждам женщин, которых компаниям следует принимать на работу, если они планируют получить перспективных и наиболее соответствующих их требованиям представителей той рабочей силы, которая активно выходит сейчас на рынок.

Материнство — это не только рождение ребенка, это этап жизни, который начинается с предчувствия своих биологических функций, далее перемещается в этап ожидания, включает беременность, роды и физическое восстановление, далее психологическую адаптацию к новым условиям и продолжается заботой о детях, привязанностью и воспитанием. Успешное прохождение по этому предусловленному для женщины пути для большинства составляет основу жизненного счастья, по нему традиционно судят о женщине как социальной личности.

Материнство обусловлено природой, а не культурной традицией. И в этом невозможно что-то изменить, но можно существенно уменьшить его влияние на рабочую среду и во многих случаях прекратить его негативное воздействие на функционирование компаний.

Переход на гендерное управление бизнесом – это требование времени

Впередсмотрящие HR-аналитики утверждают, что женщины и иммигранты в следующем десятилетии составят до 80% новой рабочей силы. Это заставляет бизнес признавать необходимость гендерного управления и адекватно реагировать.
Происходит настоящий демографический сдвиг. Время резкого роста населения 50-60-х годов закончилось. Уровень рождаемости упал примерно на 40% — с 25,3 рождений на 1000 человек в 1957 г. на пике беби-бума до стабильно низкого, и нет признаков того, что произойдет возврат к более высокому уровню. Прилив рабочей силы в результате всплеска рождаемости, переполнивший источники рабочей силы, похоже, был временным явлением.

В течение двадцати лет работодатели были избалованы богатой жатвой и могли позволить себе выбирать для руководящей карьеры практически исключительно мужчин. Но если численность населения в будущем останется относительно стабильной, экономика продолжит развиваться, а новое информационное общество при этом создаст большую потребность в творческих, образованных менеджерах, тогда разрыв между предложением и спросом будет резко возрастать, и вместе с ним будет усиливаться борьба компаний за талантливых менеджеров.
В прошлые века традиционное распределение ролей в укладе жизни определялось биологической природой материнства. На женщинах лежали обязанности, связанные с домашним очагом, рождением и воспитанием детей. Мужчины выполняли работу, требовавшую затраты физической силы.

Но постепенно со временем размер семей уменьшался, социум стал брать на себя больше помощи по уходу за детьми и их обучении; разработка новых видов продуктов, появление домашней техники сократили бытовые нагрузки, а производственные технологии практически устранили физический труд. Обязанности мужчин и женщин уже начали терять привычные очертания.

Однако пока еще сохраняются издержки различий в восприятии и поведении, адаптация к общественной жизни мальчиков и девочек. Мужчины продолжают воспринимать женщин как воспитателей своих детей, поэтому они считают само собой разумеющимся, что женщины должны отказываться от своей карьеры и заниматься семьей.
Однако интересно отметить то, что традиционная роль женщин способствовала развитию особого внимания к качеству и сути того, что они делали, чаще всего это относилось к физическому, психологическому и интеллектуальному развитию детей. Такой традиционный подход может объяснить сохраняющуюся среди женщин склонность искать в том, чем они занимаются, чего-то большего, чем просто денежное вознаграждение, — неотъемлемую значимость, общественную важность, смысл.

Это тот фактор, который нужен большому бизнесу в современных высокотехнологичных условиях, женщины с их другим пониманием сути нужны компаниям. Без женщин бизнесу не обойтись. Женщины — это неиссякаемый соблазнительный источник случайных творческих талантов и одновременно заноза в сознании инспектора по вопросам равноправия при трудоустройстве. А часто и источник огорчений для руководителей, искренне озабоченных их медленным служебным продвижением.

Однако эта же черта «по-другому видеть суть проблем» заставляет женщин, с большей вероятностью, чем мужчин, покидать корпорации в поисках других ценностей.
Интеграция мужчин и женщин на работе является дорогостоящим делом. Если нужно преодолеть разницу в расходах на сотрудников мужского и женского пола, нужно обратиться к проблемам столкновения женского социального восприятия с корпоративной культурой руководимых мужчинами компаний и правилами карьерного роста, также созданными мужчинами для них самих. То есть к вопросам поведения и общения, ожиданий, сложившихся стереотипов, конфликтов на сексуальной почве, обучения сотрудников, командировок, оплаты труда и своевременного выявления лучших работников.

Основной источник кандидатов на руководящие должности в компаниях — это мужчины из числа лучших студентов ведущих ВУЗов. В течение последнего десятилетия число женщин, заканчивающих эти университеты, росло быстрее, чем общее число выпускников, и женщины часто составляют достойную долю лучших студентов. Эта тенденция распространяется на бизнес-обучение MBA и профессиональные программы.

Конечно, это сокращение необязательно означает, что таланты иссякли. Лучшие выпускники умны, как прежде, возможно, даже умнее, поскольку теперь их ряды пополняются за счет более широкого сегмента населения. Но среди лучших появляется все больше женщин. Компании, намеренные взять на работу только представителей мужского пола в том же количестве, что и раньше, будут вынуждены вести более углубленные поиски, в том числе среди менее успешных выпускников, тогда как у их конкурентов будет возможность выбрать лучших как среди юношей, так и среди девушек.

В такой ситуации нет сомнения, что в рядах руководителей бизнеса будет появляться все больше женщин. А вот насколько эти женщины преуспеют — как высоко вскарабкаются, как долго удержатся наверху, насколько оправдают надежды и реализуют потенциал — и получит ли корпорация желаемую отдачу от своих вложений в их обучение и развитие, зависит от того, как быстро перейдет к политике грамотного гендерного управления сама компания.

В статье использованы материалы исследования Ф. Шварц «Женщины-менеджеры и новые реалии»

Комментарии

Комментарии

  • ОльгаАВ: Мне повезло больше)) Я сразу попала на сервис по поиску исполнителей) Правда попала там пару раз, но потом...
  • Katerina: Всем привет! Сама не раз сталкивалась с недобросовестными исполнителями — то доработать курсовую...
  • Влад: молодцы. Диплом с отличием. Всегда на связи. Круто пишут.
  • Виталия: Мастерство — вещь относительная. Кто-то может быть бездарным и считать себя мастером, а кто-то может...
  • Дмитрий: В г. Тюмень по ул.Пермякова 1, оф.406 находится компания «ПМК»ЮНИОНСТРОЙ» ;, сотрудники...